IzhAstro

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » IzhAstro » Болтаем о всяком и не по теме :) » "Мы все учились понемногу"... или Астрономия в школе №16


"Мы все учились понемногу"... или Астрономия в школе №16

Сообщений 1 страница 30 из 30

1

Вступление.  Признаться, становиться одиннадцатиклассницей страшновато. Все-таки последний год учебы в школе, экзамены… Но одно обстоятельство радовало меня и вселяло надежду – МЫ ПРИСТУПАЕМ К ИЗУЧЕНИЮ АСТРОНОМИИ!!! :flag:

Предыстория.  Мне приходилось общаться со многими ребятами, в том числе и с выпускниками школ. С ними я старалась побеседовать о том, как проходят уроки и экзамены по астрономии в их классах. В результате я наслушалась разнообразных баек, в достоверности или несостоятельности которых я теперь могу убедиться сама. :shine: 

Ход урока.  Итак, начало было положено. Первые десять минут решались организационные вопросы: какой нужен учебник, как можно сдавать экзамен (рефератом или по билетам), где найти примерные темы рефератов (с. 218 учебника Левитана). Кстати, наша учительница, Людмила Ивановна Храмова, упомянула, что «у нас в городе, в ДД(Ю)Т, есть очень хороший планетарий» и «неплохо несколько занятий провести там». Затем смотрели старый-престарый слайд-фильм о предмете и значении астрономии. После этого записали, что успели, в тетрадь. Все.

Д/з:  найти (в библиотеке или в магазине) учебник, §1, письменно ответить на вопросы после параграфа.

Впечатление:  в целом, неплохо, но есть некоторое недоумение. Большего, наверное, и не стоило ожидать. Но все же приятнее видеть блеск в глазах учителя, когда он объясняет роль науки в жизни, чем отсутствие всяких эмоций. Немного не по себе, когда слова «В этом году вам предстоит изучать новую дисциплину» произносятся преподавателем с таким видом, будто он провожает вас в последний путь. Я не драматизирую, но в душе остался какой-то осадок. :dontknow:

Итог:  Это только начало. Надеюсь, все интересное ждет нас вперди! :)

0

2

А сегодня у нас астрономию отменили... Ну что за беспредел???

0

3

А чем мотивировали?  ...  Догадываюсь. Подготовкой к ЕГЭ

0

4

Не угадали. Ее просто не поставили в расписание. Ни у одного из 11-х классов.

0

5

Хм... Нелетная погода? Отсутствие вдохновения у преподов? Или... о ужас! Массовый забор учителей/учащихся на картошку в подшефный колхоз?! :tired:

0

6

Скорее последнее. :no:

0

7

Вчера состоялся Осенний Кросс, и вся школа благополучно не училась.
И все бы замечательно, да среди отмененных по такому случаю уроков была астрономия... :sceptic:

0

8

Кто отгадает, из-за чего сегодня не было астрономии???
Из-за хорошей погоды!!!
Если бы ночью или с утра пошел дождь  :rain: , то турслет бы отменили, все учились бы по расписанию. Но... было сухо.

0

9

С какого времени школа №16 проводит турслеты? 
Раньше, когда я там учился, таких мероприятий не проводилось.
Несправедливо.  :sceptic:

0

10

При мне первый турслет прошел в 2005 году. С тех пор их организовывали в последних числах сентября, и погода ни разу не подвела. Кстати, в 2006 году турслет состоялся также 27 сентября, в тот самый день, когда было первое собрание клуба!  :P

0

11

Предыстория.  Думаю, она не нужна. Какая уж тут предыстория, когда с последнего урока астрономии прошел МЕСЯЦ!!!  :mad:  Впрочем, это не наша вина.

Ход урока.  Ключевым  событием урока, на мой взгляд, стал просмотр слайд-фильма. Симпатичный был фильмец.  :D  А главное, информативный (для тех, кто мало-мальски знаком с понятием «координатная сетка на небесной сфере»). Еще в нем упоминался раздел неба на современные созвездия Международным Астрономическим Союзом в 1922-1935 гг. и сезонные изменения вида неба, что немаловажно, так как в учебнике об этом не говорится.

Д/з: читать §1-2, уметь отвечать на вопросы после них, быть готовыми к проверочной работе по пройденному материалу, и, если позволит погода, найти на небе Полярную звезду, Большой ковш, Кассиопею и Лебедя.  :rolleyes:

Впечатление:  довольно приятный урок. Особенно я порадовалась, когда Людмила Ивановна сказала такую вещь: « Если на неделе кто-то из учителей заболеет, или какой-нибудь урок пропадет, давайте проведем астрономию! А то много уроков пропало, это нехорошо…».  :)

Итог: ну все, простенькие темы закончились. Даешь небесную сферу!!!  :glasses:  %-)

0

12

Что это за учебник такой,что в нем не говорится о сезонном изменении неба? :mad:

0

13

Ну-ну, не надо горячиться.  :)  Во втором параграфе учебника Левитана об этом и правда ничего нет, зато чуть-туть упоминается в четвертом. Совсем чуть-чуть...

+1

14

Насколько важно среднестатистическому школьнику знание сферических координат в курсе школьной астрономии?

Горизонтальная система координат ещё куда ни шло, но чтобы понять экваториальную необходимо не только хорошо развитое абстрактное мышление, но и в известной степени мастерство преподавателя, которое в данном случае используется только для того, чтобы объяснить человеку, не имеющему опыта наблюдений, почему она должна быть подвижной и где располагается воображаемый небесный экватор и ещё более воображаемая точка весеннего равноденствия. Если этого не делать(а как правило этого не происходит), то наличие этого параграфа в том виде как он представлен во всех учебниках астрономии весьма сомнительно. Может лучше потратить больше времени на изучение других тем или практических работ?

А каково ваше мнение? Может кто-то вспомнит свои уроки астрономии, ведь раньше она была у всех.

0

15

Не знаю как в школах в мое время "подавали" астрономию, в училище нам объявили сразу - астрономия будет факультативной основе. Причем такая практика была во всех заведениях профобразования. По всем темам,кроме координат,сезонов - этого вообще не было) пробежались довольно поверхностно. Но все равно было интересно,т.к. преподаватель знала и любила свое дело. Уроки сопровождались демонстрацией нескольких полуразломанных макетов, часто были диафильмы. Ради этого в кабинете даже окна были постоянно завешены "светомаскировкой" (а может и не из-за этого? :question: ).

0

16

Предыстория: Мы все же приступаем к знакомству с понятием небесной сферы и двух систем координат: горизонтальной и экваториальной. На мой взгляд, это совсем не будет лишним. Как можно, изучая астрономию, обойти вниманием данную тему?!  :huh:  Это все равно, что при изучении истории никак не коснуться эпохи феодализма. Так нельзя – основополагающие темы должны быть затронуты в любом случае. Конечно же, не всем стать астрометристами, но даже для общего развития «среднестатистическому школьнику» не помешает узнать об элементах небесной сферы.
И вообще, очень хорошо, если человек, закончив школу, не будет пребывать в недоумении, услышав по радио: «Сегодня день весеннего равноденствия».
Итак, мы начали. Неделю назад мы рассмотрели «линии и точки небесной сферы» - истинный горизонт, полюса мира и т.д. и т.п.  :crazyfun:  Один парень поинтересовался, как обстоит дело с восходящее-заходящими/незаходящими/невосходящими светилами при нахождении наблюдателя на земных полюсах и экваторе, и  этот вопрос мы тоже разобрали.

Ход урока: Сегодняшний урок начался с повторения: мы написали что-то вроде диктанта по определениям.  :tired: Далее – новая тема: экваториальные координаты. Эта часть урока была поинтереснее. Меня даже вызвали к доске показать на карте (большой такой карте неба наподобие той, что висит у нас в кружке) Альдебаран, Альтаир, Антарес, Бетельгейзе, Денеб и Вегу. Остальные в это время искали те же звезды на ПКЗН. Повеселились, ничего не скажешь.  :D

Д/з: Читать §3-4.

Впечатление: Ничего себе урок. В меру трудный (для новичков) и в меру веселый (для тех, кто сразу понял, что такое α и δ).

Итог: Готовы к новым свершениям!  :flag:

Кроме того... есть несколько приятных моментов.  :shine:  Один парнишка из нашего класса, отыскав на небе Кассиопею, сказал: "А не податься ли мне в астрономы?" :rolleyes:  А в прошлую субботу, вернувшись в кабинет, где у нас только что прошла астрономия, за забытым журналом, я обнаружила немаленькую группку ребят из параллельного класса у той самой карты. Молодцы, интересуются!  :cool:

0

17

Тут вот такая лажа приходит... Сверху (прямо оттуда!) поступило распоряжение в минобраз "очистить школу от ненужных предметов!" Не попадет ли астрономия в список ненужных?!

0

18

Что ж, прошел еще один урок астрономии в нашей школе. Именно прошел, и как-то мимо меня. Хотя, наверное, дело не в нем, а во мне. Что-то новенькое: в первый раз я, пребывая на астрономии, ловила себя на том, что фактически отсутствую и думаю о чем-то постороннем. Странное явление…  :dontknow:

А вот об остальных ребятах я этого сказать не могу: все с напряженным вниманием слушали учителя. Еще бы, ведь только что состоялась очередная проверочная работа, которую мало кто написал хорошо. Насколько я сумела убедиться, мои одноклассники не слишком хорошо поняли, как определять экваториальные координаты звезд, пользуясь ПКЗН. Да и неудивительно – с ходу с лету этому могут научиться только особо продвинутые, а что касается прочих, то разбор данной темы в режиме «галопом по Европам» никакого результата не дает.  :no:  А на выполнение работы отводится совсем немного времени…

Но и без позитивного не обошлось: теперь все имеют представление об экваториальных координатах точек равноденствий и солнцестояний, а также о порядке, в котором следуют друг за другом зодиакальные созвездия.  :)

Насколько я понимаю, Змееносец относится к зодиакальным созвездиям, но не является знаком зодиака. Так или нет?  :question:

0

19

В общем-то да.

0

20

Я счастлива, что вчера мы наконец разделались с самой тяжкой и неприятной (для меня) темой! Не знаю, как другие на нее реагируют, но меня все эти разговоры о времени, летоисчислении и календарях вгоняют в тоску.  :disappointed:  Здорово, что это позади.  :)

Но расслабляться, похоже, не придется: на носу первая контрольная!  :confused:

0

21

Оказывается, нам здорово повезло! Еще бы, ведь не во всех школах  даже в одиннадцатых классах есть астрономия. Такое положение вещей (точнее, бардак!!!) присутствует, например, в школах №57 и №80. И, вполне возможно, в некоторых других. Так что радоваться надо тем, у кого бывает хотя бы по одному уроку астрономии в неделю (то есть нам)!

А вчерашнее наше занятие прошло довольно весело, во многом благодаря вот этой симпатичной модели.  :)

Кроме того, энное количество ребят из нашего класса собрались-таки писать рефераты по астрономии с тем чтобы выступить на научно-практической конференции в феврале. К завтрашнему дню им надо окончательно определиться с темами. Ну что ж, поживем – увидим…  :)

увеличить

0

22

Удивительно!  Эта модель Солнечной системы все еще работает?
Когда-то у нее отваливалась планета Юпитер или Сатурн, не помню точно, но как вижу на картинке пока все на месте. Значит хорошо мы ее прикрутили…    :D

0

23

22.11.08.

Сегодня мы целый урок смотрели фильм об ученых эпохи Возрождения (Копернике, Дж. Бруно, Галилее). Очень сильный фильм, красивый, качественно сделанный, информативный, с хорошим звуковым сопровождением. Но главное, здорово берет за душу. Особенно кульминация, где Джордано Бруно восходит на костер. Помните, как у И.А.Бунина:
И маленький тревожный человек
С блестящим взглядом, ярким и холодным,
Идет в огонь. Умерший в рабский век
Бессмертием венчается – в свободном!

В прошлом учебном году, в преддверии Дня Учителя, у нас в школе проходил День Самоуправления (не путать с самоуправством!). Ребята из старших классов должны были вести уроки у младших. Мне выпало проводить историю у семиклассников. Вначале я была раздосадована, потому что считаю историю довольно скучным предметом. Но когда стало ясно, что тема урока – «Развитие науки в эпоху Возрождения», я поняла, что никакой скуки не будет. И я рассказывала детям про Коперника, Джордано Бруно и Галилея, а они тихо сидели и слушали. И даже задавали вопросы, вроде «Что такое кинематика» и «плоскость орбиты». Отпущенных тридцати минут едва хватило, чтобы рассказать и дать под запись все. Как же я тогда была горда собой и какую эйфорию испытывала!
Еще бы, я – учитель!  :glasses:

Но сегодня, после просмотра фильма, мне подумалось, что год назад я вряд ли смогла преподнести детям этот материал так, как надо бы. Я взгрустнула по этому поводу, но ненадолго. Ведь спустя неделю после того знаменитого Дня Самоуправления меня на крыльце школы поймали три девчонки-семиклашки и сказали, что им «очень понравился урок» и «проведите у нас еще что-нибудь».

Через три года эти ребята тоже придут на астрономию и им покажут кино. Я только надеюсь, то, что они увидят, будет для них не в диковинку. Если будет так, значит, я не зря старалась.  :)

Отредактировано ADA (2008-11-24 19:16:46)

+1

24

Хотелось бы верить, что через три года они придут на астрономию, а то ведь вместо неё придут, например, на "основы церковной культуры". И будут им на уроке истории зарубежной церкви рассказывать о борьбе с еретиками, порочащих слово божие.

0

25

Аха) и надеюсь принесут свои, пускай хоть и рефераты, на востановленую секцию Астрономии на Научно-практической конференции во дворце)

0

26

Свершилось! Сегодня Людмила Ивановна пустила по рядам лист бумаги с тем чтобы желающие поучаствовать в научно-практической конференции с рефератами по астрономии могли вписать туда свои фамилии и темы рефератов. Поскольку я сижу за первой партой первого ряда, не могу сказать точно, сколько ребят возжелали этим заняться. Но, кажется, немало. И, насколько мне известно, не все взяли темы из списка в конце учебника, кое-кто придумал свою.

А в остальное время мы продолжали знакомиться с законами Кеплера…  %-)

0

27

А какую тему взяла ты?

0

28

Так, так , так,))) Очень жду когда у нас опять возродится секция астрономии на конфиренции во Дворце))) Очень расчитываю что кто-нибудь из ваших придёт туда)

0

29

Астрагал написал(а):

А какую тему взяла ты?

Я не участвую.

0

30

Ну вот и завершилось первое учебное полугодие. Подведем кратко его итоги.
Уроки астрономии проходят у нас по одному раз в неделю, и, как показывает общение с ребятами из других школ, это очень даже неплохо. Людмила Ивановна понимает, что астрономия крайне важна для формирования картины мира в наших головах, что очень приятно осознавать. Хорошо, когда учитель заинтересован в своем предмете.  :)
Мы постепенно продвигаемся вперед, изучая по одному параграфу за урок. Кроме того, почти каждую субботу смотрим фильмы или слайд-фильмы.  Иногда я рассказываю о чем-то сама. Например, теперь мои одноклассники хоть понаслышке знакомы с понятиями либраций Луны и ее пепельного света. Интереснее всего на уроках бывает, когда нам показывают какие-нибудь модели вроде этой (на фото ниже).
Результаты полугодия таковы: из 27 человек  двое имеют «4», все остальные – «5».
Очень хочется надеяться, что в Новом году ситуация станет еще лучше, не пропадет ни одного урока, и (самое главное) ребята наконец увидят, что астрономия – красивая, величественная и необходимая человечеству наука.  :rolleyes:

увеличить

Отредактировано ADA (2008-12-30 19:40:05)

0


Вы здесь » IzhAstro » Болтаем о всяком и не по теме :) » "Мы все учились понемногу"... или Астрономия в школе №16